Что такое кино? Для ценителя – искусство, для любителя – развлечение, для философа – пища для размышлений.
Для Герберта Маршалла Маклюэна кино – «горячее средство коммуникации», которое полностью завладевает сознанием зрителя и воздействует на глубинные пласты человеческой личности – архетипы бессознательного. Иначе говоря, кино берет за душу и затрагивает все ее струны.
Зритель отдается магии киноленты, обнажая эмоции, страсти и надежды. Кино вызывает катарсис и вдохновляет на поступки.
Кино «нежно» манипулирует сознанием, трансформируя личность, а значит и жизнь.
Психотерапия не могла обойти вниманием этот уникальный ресурс и внедрила фильмотерапию в свою терапевтическую практику. Что из этого вышло?
Когда прибегают к коррекции поведения фильмотерапией
Вообще медицина давно эксплуатирует искусство с «корыстными» намерениями. Достаточно вспомнить живопись, которую психиатры используют для лечения, адаптации и реабилитации душевнобольных.
О кинотерапии, как методе воздействия на человеческую личность, заговорили недавно, а родоначальником этой терапии называют психотерапевта и по совместительству киномана Берни Вудера.
Один из клиентов Вудера «вырос» из заурядного бизнесмена до председателя совета директоров компании после просмотра фильма «Роки».
Другой, священнослужитель, снял рясу, надел рюкзак и отправился «бороздить просторы Вселенной» после того, как фильм «Пролетая над гнездом кукушки» лоб в лоб столкнул его со страхом застрять в лапах системы.
Результат, которого психотерапевт может добиваться годами, кино иногда «выдает» на раз.
Как это работает?
Фильмотерапия, как и любая другая психотерапевтическая практика, обучает клиента познанию себя и отношений между людьми, анализу проблемы с обнаружением ее причины и следствий, поиску методов преодоления проблемы.
В рамках фильмотерапии терапевтический «сценарий» выглядит следующим образом:
- самоанализ ввиду отождествления себя с героем фильма;
- анализ собственной жизни на примере жизни героя фильма;
- поиск решения проблемы или «впитывание» готовых решений;
- формирование позитивного мышления и конструктивного поведения.
В чужом глазу соломину видеть, в своем – бревно не замечать. Наблюдая за главным героем, клиент видит со стороны ошибки, промахи, неудачи, причину и следствие, широкую перспективу жизни.
Он живет и меняется вместе с героем, в последующем перенося полученный опыт в реальную жизнь. Эмоция фильма – «заразна». Она самым прямым образом влияет на психику, возбуждая желание что-то изменить или измениться самому.
Фильмотерапия позволяет справиться со многими проблемными ситуациями – депрессией, фобиями, зависимостями, навязчивыми мыслями, суицидальным поведением, детскими травмами, кризисами.
Понятное дело, эта терапия, как и любая другая, требует участия психотерапевта. Именно он дирижирует кинематографическим «оркестром», решая, над какой проблемой нужно работать и какими киноресурсами.
Сам себе психотерапевт
Для проработки незначительных эмоциональных проблем или с целью личностного роста «кинолекарство» можно принимать самостоятельно, пользуясь списком фильмов «экстренной помощи» Берни Вудера.
- Разбитое сердце? «Привидение» или «Большие надежды». Кризис в отношениях?
- «Перед рассветом» и «Перед закатом». Внебрачная связь?
- «Мосты округа Мэдисон». Пользуйтесь на здоровье тренажером, который позволяет безопасно наращивать опыт в решении проблем.
Секрет успеха фильмотерапии: я – герой моего романа
Что дает просмотр терапевтического кино клиенту, который не просто впитал, как губка, эмоцию и информацию, а подключил анализ?
Прежде всего кино предоставляет возможность узнать себя лучше. Отождествляя себя с героем, мы находим общее и разницу, что привлекает и что отталкивает.
Проживая с героем жизнь, мы программируем себя на определенную модель поведения. Эффект напоминает действие грамотной рекламы, которая побуждает всенепременно купить рекламируемый продукт. Результатом просмотра фильма тоже становится действие (или хотя бы намерение) – не купить, а поступить.
Поэтому и рекомендуют психологи тщательно сортировать фильмы и мультфильмы, которые смотрят дети и подростки. Мерцающий иллюзион вовлекает зрителя в процесс, заставляя его быть соучастником. Любой человек, а дети тем более, склонен копировать поведение своего героя.
Отдельное преимущество фильмотерапии – в щадящем воздействии. Манипулирование сознанием и поведением происходит в завуалированной форме.
Результатом этой «нежной» работы может стать мощный катарсис (сильная эмоциональная разрядка) и глубокая трансформация личности. За эмоцией – поступки.
Проживая с героем конфликтную ситуацию, клиент примеряет ее на себя и обучается принимать правильные решения, совершать правильные действия. Правильные – значит те, которые меняют жизнь к лучшему.
Фильмотерапия зарекомендовала себя как эффективный терапевтический инструмент в работе с детьми, подростками, людьми тонкой душевной организации, клиентами, которые не осознают проблематики своего поведения, не понимают своих настоящих желаний, мотивов и устремлений.
Кино элегантно обходит защитные механизмы психики, метафорически или буквально «подсказывая» зрителю варианты решения проблемы.
Нельзя забывать о гедонистической стороне вопроса. Кино дарит удовольствие высшей пробы, предоставляя возможность разгораться восторгом, страстями и желаниями, которые в обычной жизни мы вынуждены подавлять. А в истинных страстях и желаниях заключена красота нашей жизни и наша человеческая суть.
Знаете ли вы, что…
- Комедия – лекарство от аллергии и высокого артериального давления.
- Хорроры закаливают организм аналогично купанию в проруби.
- Романтические фильмы обезболивают и стимулируют либидо.