«Путь к счастью ведет в гору». Дмитрий Леонтьев.
Вопросы коррекции фигуры, формы носа и осанки не вызывают бурных диспутов. За решением этих проблем не стесняются обращаться к специалисту.
Коррекция психологического состояния у многих по-прежнему ассоциируется с психиатрической клиникой, постановкой на учет и пожизненным ярлыком «псих».
Патологический стереотип о психокоррекции, корни которого уходят в советские времена, благодаря СМИ стал рассасываться. К психологической помощи сегодня обращаются чаще и смелее.
Кто-то овладевает навыками психологической культуры самостоятельно, с блеском выходя из пике психологических кризисов. Его «интуитивный психолог» хорошо мониторит текущее психологическое состояние и своевременно корректирует проблемные места.
Преимущественному большинству нужна помощь. И это – абсолютно нормально.
Психокоррекция поведения – один из инструментов психологической помощи, наряду с психотерапией и психологическим консультированием. В каких случаях нужна «терапия» (лечение), а в каких – «коррекция» (исправление)?
Лечить или обучить?
Между психокоррекцией и психотерапией такая же тонкая грань, как между искусством и сумасшествием, элегантностью и пошлостью или «удовольствием и болью», как говорил герой бестселлера «50 оттенков серого». Вопрос о разделении этих двух сфер психологической помощи был и остается горячо дискуссионным.
По негласной договоренности психокоррекцию принято считать психологическим воздействием на человека с целью обучения навыкам эффективной деятельности, которые приводят к душевному комфорту.
Частный пример – кризис среднего возраста, утрата смысла жизни, страх публичных выступлений, «заедание» проблем.
Под психотерапией понимают психологическое воздействие с целью лечения сформированных патологических состояний – неврозов и психозов, психических травм, панических состояний, маний.
- Объект психокоррекции – психически и физически здоровый Клиент, у которого возникли проблемы. Объект психотерапии – Пациент, страдающий от психосоматических расстройств и нуждающийся в «ремонте» души.
Какие проблемы клиента может решить психокоррекция поведения?
Уроки жизни: «переделка» поведения и мышления
Любую проблему психологического и поведенческого характера, которую человек не в состоянии решить самостоятельно, можно и нужно делегировать психотерапевту или психологу (и тот, и другой компетентен в вопросах психокоррекции).
Проблема может быть как «внешней», обусловленной взаимодействием индивида и общества, так и «внутренней», когда человек не может договориться сам с собой. Ключевое слово – проблема.
Неудовлетворенность жизнью, недовольство собой, агрессивное поведение, курение, лишний вес… Миллионы людей, располагая возможностью радикально изменить жизнь, взобравшись на гору Благополучия, предпочитают с нее катиться.
Обращаясь за помощью, вы ничего не теряете, а только приобретаете – новые модели реагирования и поведения, которые повышают качество жизни.
Отклонения поведения от конституциональной нормы встречаются не только у взрослого. Гиперактивный ребенок – один из «благополучных» примеров. А есть дети тревожные, агрессивные, эмоционально напряженные, обуреваемые страхами и неуверенностью, затаившие обиду… Как редко родители обращаются к психологу, предпочитая метод «кнута и пряника».
Последствия могут быть плачевными, когда из разряда клиентов малыш перейдет в категорию пациентов. Не пренебрегайте и не игнорируйте. Берегите здоровье смолоду. А здоровье – это не только физическое благополучие, но и психологический комфорт.
Вооружен – значит защищен: как это работает?
В работе с клиентом психолог или психотерапевт должен проявить недюжинную смекалку, чтобы выбрать курс психокорреции, разработать оптимальный сценарий в рамках курса, а заодно и выяснить, не является ли Клиент – Пациентом.
Воздействуя на психику, психолог маскирует методы под приятную задушевную беседу или увлекательную игру, в действительности «выуживая» информацию и «внушая» модели поведения.
Правильный психолог выполняет работу профессионально, быстро, жестко и с улыбкой на лице. А чего вы хотели? Справедливости ради заметим, если вы не готовы или не хотите сотрудничать с «лекарем душ», ничего «выудить» у него не получится. Психокоррекция – это совместная работа психолога и клиента.
Методы коррекционного воздействия могут быть разными:
- в психокоррекционной работе с взрослыми предпочитают использовать психоанализ Фрейда, гештальт Перлза, индивидуальную психокоррекцию Адлера, групповые дискуссии, РЭТ, DBT;
- в работе с детьми чаще пользуются методом арттерапии, сказкотерапии, логотерапии, игровой, социальной и поведенческой терапии.
Что хорошо невротику, категорически не подойдет мнительному. Не каждую проблему можно решить, копаясь в «бессознательном» с томиком Фрейда. При разработке коррекционной программы специалист учитывает ряд индивидуальных особенностей личности – возраст, интеллект, материальное положение и даже религиозные воззрения.
Поведение одних можно скорректировать добрым словом. Других нужно «ткнуть» носом в лужу. «Трагедия жизни» третьих проживается в ролевой игре, финалом которой становится прозрение и удивление клиента «Да неужели?».
Любая психокоррекционная программа преследует ряд задач:
- устранить или убавить «громкость» нежелательного поведения/мышления;
- сформировать новый стереотип поведения/мышления, который ранее отсутствовал в «репертуаре» человека;
- закрепить и поддержать новый стереотип поведения/мышления, приобретенный клиентом на тренинге, в естественных условиях.
«Никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать неудобные туфли», – говорила Раневская про людей, обращая внимание на степень виновности человека в своих проблемах. К счастью, практически все проблемы решаемы – если не за рюмкой чая, так в мягком кресле у «лекаря душ».
К слову, озабоченность «нормальностью» – тоже психологическая проблема. Существует выражение: «Нет ничего более сумасшедшего, чем быть нормальным».
Норма – это идеал, навязчивое стремление к которому напоминает болезнь. И если ваше поведение и мышление граничит с «нормой», а не соответствует ей от и до, радуйтесь, вы – здоровый человек. Главный критерий адекватности – чувство комфорта и непричинение дискомфорта окружающим.
Индивидуальная или групповая?
Групповые техники психокоррекции зародились в 30-40-е годы 20 века с легкой руки американского психолога Я. Морено. Именно он предложил психодраму как эффективный инструмент психокоррекционного воздействия, чем благополучно пользуются, а иногда и злоупотребляют, современные психологи.
Главное преимущество групповой психокоррекции – при работе в группе человек быстрее и проще раскрывается, чувствуя себя защищенным. Группа стимулирует возникновение и укрепление навыков межличностного общения, что трудно сформировать при индивидуальной работе.
Групповой тренинг – первое лекарство при коррекции недоверчивости, скрытности, необщительности, неумении выражать свои мысли, убеждать и оказывать влияние.
Если клиент не страдает проблемами межличностного общения, нуждается в снятии психологического барьера, который возникает при работе в группе, и требует конфиденциальности и тайны – психолог работает в рамках индивидуальной коррекции.
Хорошо, если между клиентом и психологом удается установить нужный градус доверия, а клиент выражает активную заинтересованность в исследовании и решении своей проблемы. В конце концов, психокоррекция тем и отличается от гипноза, что предполагает включение клиента в процесс.
При решении проблемы главное – признать ее существование. Это непростой шаг, требующий мужества. А дальше – дело за малым. Выбрать хорошего специалиста по гигиене и благополучию души, настроиться на работу и получить результат. А выплакаться в жилетку и получить житейский совет – это к подруге.
- Во-первых, дешевле.
- Во-вторых – гарантия сочувствия.
Профессиональный психолог не сочувствует, а меняет жизнь. Иногда – кардинально. Готовы? Идите.